Четверг, 02.05.2024, 14:25
Приветствую Вас, Гость


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Пушкино

Московской области






Открытый урок

по литературному чтению в 3 классе

Тема: «Что за прелесть эти сказки!»


Учитель: Куликова Юлия Петровна

2012 год




Тема: «Что за прелесть эти сказки!

Цели:

Личностные: формировать у учащихся нравственно-этическую оценку произведений.

Метапредметные: формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, искать необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, обучать умению аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве.

Предметные: обобщить знания о сказках, учить оформлять свою мысль в речевое высказывание.

Планируемые результаты:

Личностные: ученик оценивает и понимает чувства и поступки других; применит знания в совместной учебной деятельности.

Метапредметные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу, осуществляет поиск необходимой информации, научится слушать и слышать одноклассников.

Предметные: ученик учится формулировать тему и главную мысль произведения, находить средства выразительности, отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию.

Оборудование: презентация, портрет А.С.Пушкина, конверты, смайлики, 2 коробки.





Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Психологический настрой:

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Разве милы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.


  1. Я дарю свою улыбку всем вам. А вы поделитесь своими улыбками друг с другом, с нашими гостями. Поздоровайтесь. Закройте глазки. Представьте себе, что вы попали в королевство. Мальчики поправьте свои пиджачки, девочки – свои сарафанчики и с этой ноткой добра начнем урок. Садитесь.

  1. Постановка проблемы и определение темы.

-Сегодня на уроке мы вспомним сказки, изученные нами, а тему урока вы определите сами. Если вы переставите слова, то сможете определить тему урока.

( Эти, прелесть, что, сказки, за «Что за прелесть эти сказки» )

- Вспомните, кто произнес эти замечательные слова? Да, конечно, А.С.Пушкин. Давайте посмотрим еще раз на его портрет.

(Выплывает на презентации портрет Пушкина)

-Есть замечательное стихотворение, которое введет нас в терем сказок. Его нам прочитает Митина Ангелина.

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица

Меняются звуки и краски

Тихонько скрипит половица…

По комнате ходит сказка.

Проблемный вопрос.

- Что такое сказка? ( ответы детей )

- А теперь давайте обратимся к словарю «Книгочей», найдем там определение «сказка» и прочитаем его.

- Ребята, а какова же особенность всех сказок? ( Чудо, небылица)

- Я в недоумении. У меня растет дочка, а надо ли мне ее знакомить со сказками, раз они все небылицы и неправды?

- А давайте попытаемся на уроке ответить на вопрос, зачем нам нужны сказки? Но прежде, чем приступить к работе, нам необходимо подготовиться.

Дыхательная гимнастика:

А сейчас без промедленья

Мы разучим упражненья.

Их, друзья, не забывайте

И почаще выполняйте.


Вдох – погладь свой нос

От крыльев к переносице.

Выдох – и обратно

Пальцы просятся. ( 5 раз )


Пальчиком ноздрю закрой.

Подыши ноздрей другой.

Пальчик быстро поменяй,

Упражненье выполняй. ( 5 раз )


Чтение «эхом»

На одном дыхании прочитайте гласные буквы из названия темы, а потом фразу еще раз хором выразительно.


Чтение слогов со сменой ударения:

Зря-зре-зрю-зря


А сейчас сказочная разминка: ( доска, таблица )

Автор

Название

Жанр

Тема

- Я зачитаю вам отрывки из произведений, а вы должны мне определить: автора, название, жанр, тему.

Отрывки:

  1. Шли они день-другой, третий. Франческо-хромоножка никак не мог поспеть за братьями и плелся далеко позади. Нагонял он их лишь на привале. Но выходило так: только Франческо доберется до них, а братья уже отдохнули, встали и идут дальше. Бедный Франческо опять ковылял вслед. ( Итальянская сказка, «Дары феи Кренского озера», сказка, о людях)

  2. Жил на свете рыцарь, свирепый и жестокий. До того свирепый, что все боялись его, - все, и свои и чужие. Когда он появлялся на коне среди улицы или на городской площади, народ разбегался в разные стороны, улицы и площади пустели. И было чего бояться рыцаря народу! ( Л. Чарская «Живая перчатка», сказка, о людях )

  3. А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла. (Народ. «Лисичка-сестричка и волк», сказка, о животных )


- Ну что же, зря сочиняют сказки и передают их из уста в уста?

- Чтобы ответит на проблемный вопрос, мы должны поработать в группах и, возможно, нам поможет фраза А.С.Пушкина. А какая – это тоже загадка!

Задания группам:

  1. У вас 4 названия сказок. Распределите их на 2 группы, вспомните их и определите, зачем они нам нужны?

Л. Чарская «Живая перчатка»

«Гуси-лебеди»

«Теремок»

Х.К.Андерсен «Пятеро из одного стручка»

Е. Пермяк «Некрасивая елка»


  1. Даны на листе отрывки из сказок. Дана книга с русскими народными сказками. Соедините признаки русской народной сказки с отрывками. Выберите 2 сказки и найдите в них эти признаки и скажите, зачем они нам нужны?


  1. Дана книга с русскими народными сказками. В ней отмечено 6 сказок. Разделите эти сказки на 3 группы и ответьте на вопрос: «А зачем они нам нужны?»


«Зимовье» - сказка о животных; учит трудолюбию

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - сказка волшебная; учит слушаться старших, уважать их.

«Крошечка-Хаврошечка» - бытовая сказка; учит быть добрыми, не быть завистливыми

«Заяц-хваста» - сказка о животных; не хвастайся

«Пузырь, соломинка и лапоть» - бытовая; учит трудолюбию

«Лисичка со скалочкой» - сказка о животных;


  1. Работа с учебником О.В.Кубасова 3 класс. Произведение Х.К.Андерсен «Ель». Зачем эта сказка нам нужна?

Дать полную характеристику сказке: автор, название, жанр, тема, зачин, концовка; тип сказки.


Физкультминутка:


Обобщение:

- Сейчас подведем итоги. Каждая группа должна была выполнить определенное задание и ответить на вопрос: «Зачем нам нужны сказки?» За правильный ответ вы получаете конверт, но его не вскрываете, пока я не разрешу. Задание читаете.


1 конверт: намек

2 конверт: сказка

3 конверт: да в ней

4 конверт: ложь


- Откройте конверты и прочитайте то, что там находится. По 1 человеку от группы выйдете к доске и прикрепите слова на доску.

- Что же поучилось? Составьте часть выражения « Сказка - ложь, да в ней намек…

- А как ее можно продолжить? Кто автор этих строк? (…добрым молодцам урок).

- Какие же вы молодцы! Я поняла, что сказки нужны, и своей дочке я их буду читать, чтобы она была доброй, трудолюбивой…

- А теперь ответьте на последние два моих вопроса:

- Я знаю….

_ Я умею…

- Нарисуйте смайлик ( с улыбкой и без улыбки) и положите в нужную коробку. Если урок понравился – то смайлик улыбается, если нет – то не улыбается. Посчитаем и сделаем вывод.


Оценить работу групп.


Рефлексия:

Как удивительно хороша жизнь!

Как мозаика состоит она из

Разноцветных кусочков впечатлений,

Порою мимолетных, но тем не менее

Глубоко западающих в душу.

Умели бы видеть глаза и сердце…


- И я, ребята, хочу всегда видеть в ваших глазах искорку, мечтаю разбудить вашу душу!

- Спасибо. До свидания, не забудьте попрощаться с гостями.