Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Пушкино
Московской области
Открытый урок
по литературному чтению в 3 классе
Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
Учитель: Куликова Юлия Петровна
2012 год
Тема: «Что за прелесть эти сказки!
Цели:
Личностные: формировать у учащихся нравственно-этическую оценку произведений.
Метапредметные: формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, искать необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, обучать умению аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве.
Предметные: обобщить знания о сказках, учить оформлять свою мысль в речевое высказывание.
Планируемые результаты:
Личностные: ученик оценивает и понимает чувства и поступки других; применит знания в совместной учебной деятельности.
Метапредметные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу, осуществляет поиск необходимой информации, научится слушать и слышать одноклассников.
Предметные: ученик учится формулировать тему и главную мысль произведения, находить средства выразительности, отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию.
Оборудование: презентация, портрет А.С.Пушкина, конверты, смайлики, 2 коробки.
Ход урока.
Организационный момент.
Психологический настрой:
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Разве милы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Я дарю свою улыбку всем вам. А вы поделитесь своими улыбками друг с другом, с нашими гостями. Поздоровайтесь. Закройте глазки. Представьте себе, что вы попали в королевство. Мальчики поправьте свои пиджачки, девочки – свои сарафанчики и с этой ноткой добра начнем урок. Садитесь.
Постановка проблемы и определение темы.
-Сегодня на уроке мы вспомним сказки, изученные нами, а тему урока вы определите сами. Если вы переставите слова, то сможете определить тему урока.
( Эти, прелесть, что, сказки, за «Что за прелесть эти сказки» )
- Вспомните, кто произнес эти замечательные слова? Да, конечно, А.С.Пушкин. Давайте посмотрим еще раз на его портрет.
(Выплывает на презентации портрет Пушкина)
-Есть замечательное стихотворение, которое введет нас в терем сказок. Его нам прочитает Митина Ангелина.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица…
По комнате ходит сказка.
Проблемный вопрос.
- Что такое сказка? ( ответы детей )
- А теперь давайте обратимся к словарю «Книгочей», найдем там определение «сказка» и прочитаем его.
- Ребята, а какова же особенность всех сказок? ( Чудо, небылица)
- Я в недоумении. У меня растет дочка, а надо ли мне ее знакомить со сказками, раз они все небылицы и неправды?
- А давайте попытаемся на уроке ответить на вопрос, зачем нам нужны сказки? Но прежде, чем приступить к работе, нам необходимо подготовиться.
Дыхательная гимнастика:
А сейчас без промедленья
Мы разучим упражненья.
Их, друзья, не забывайте
И почаще выполняйте.
Вдох – погладь свой нос
От крыльев к переносице.
Выдох – и обратно
Пальцы просятся. ( 5 раз )
Пальчиком ноздрю закрой.
Подыши ноздрей другой.
Пальчик быстро поменяй,
Упражненье выполняй. ( 5 раз )
Чтение «эхом»
На одном дыхании прочитайте гласные буквы из названия темы, а потом фразу еще раз хором выразительно.
Чтение слогов со сменой ударения:
Зря-зре-зрю-зря
А сейчас сказочная разминка: ( доска, таблица )
Автор
Название
Жанр
Тема
- Я зачитаю вам отрывки из произведений, а вы должны мне определить: автора, название, жанр, тему.
Отрывки:
Шли они день-другой, третий. Франческо-хромоножка никак не мог поспеть за братьями и плелся далеко позади. Нагонял он их лишь на привале. Но выходило так: только Франческо доберется до них, а братья уже отдохнули, встали и идут дальше. Бедный Франческо опять ковылял вслед. ( Итальянская сказка, «Дары феи Кренского озера», сказка, о людях)
Жил на свете рыцарь, свирепый и жестокий. До того свирепый, что все боялись его, - все, и свои и чужие. Когда он появлялся на коне среди улицы или на городской площади, народ разбегался в разные стороны, улицы и площади пустели. И было чего бояться рыцаря народу! ( Л. Чарская «Живая перчатка», сказка, о людях )
А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла. (Народ. «Лисичка-сестричка и волк», сказка, о животных )
- Ну что же, зря сочиняют сказки и передают их из уста в уста?
- Чтобы ответит на проблемный вопрос, мы должны поработать в группах и, возможно, нам поможет фраза А.С.Пушкина. А какая – это тоже загадка!
Задания группам:
У вас 4 названия сказок. Распределите их на 2 группы, вспомните их и определите, зачем они нам нужны?
Л. Чарская «Живая перчатка»
«Гуси-лебеди»
«Теремок»
Х.К.Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Е. Пермяк «Некрасивая елка»
Даны на листе отрывки из сказок. Дана книга с русскими народными сказками. Соедините признаки русской народной сказки с отрывками. Выберите 2 сказки и найдите в них эти признаки и скажите, зачем они нам нужны?
Дана книга с русскими народными сказками. В ней отмечено 6 сказок. Разделите эти сказки на 3 группы и ответьте на вопрос: «А зачем они нам нужны?»
«Зимовье» - сказка о животных; учит трудолюбию
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - сказка волшебная; учит слушаться старших, уважать их.
«Крошечка-Хаврошечка» - бытовая сказка; учит быть добрыми, не быть завистливыми
«Заяц-хваста» - сказка о животных; не хвастайся
«Пузырь, соломинка и лапоть» - бытовая; учит трудолюбию
«Лисичка со скалочкой» - сказка о животных;
Работа с учебником О.В.Кубасова 3 класс. Произведение Х.К.Андерсен «Ель». Зачем эта сказка нам нужна?
Дать полную характеристику сказке: автор, название, жанр, тема, зачин, концовка; тип сказки.
Физкультминутка:
Обобщение:
- Сейчас подведем итоги. Каждая группа должна была выполнить определенное задание и ответить на вопрос: «Зачем нам нужны сказки?» За правильный ответ вы получаете конверт, но его не вскрываете, пока я не разрешу. Задание читаете.
1 конверт: намек
2 конверт: сказка
3 конверт: да в ней
4 конверт: ложь
- Откройте конверты и прочитайте то, что там находится. По 1 человеку от группы выйдете к доске и прикрепите слова на доску.
- Что же поучилось? Составьте часть выражения « Сказка - ложь, да в ней намек…
- А как ее можно продолжить? Кто автор этих строк? (…добрым молодцам урок).
- Какие же вы молодцы! Я поняла, что сказки нужны, и своей дочке я их буду читать, чтобы она была доброй, трудолюбивой…
- А теперь ответьте на последние два моих вопроса:
- Я знаю….
_ Я умею…
- Нарисуйте смайлик ( с улыбкой и без улыбки) и положите в нужную коробку. Если урок понравился – то смайлик улыбается, если нет – то не улыбается. Посчитаем и сделаем вывод.
Оценить работу групп.
Рефлексия:
Как удивительно хороша жизнь!
Как мозаика состоит она из
Разноцветных кусочков впечатлений,
Порою мимолетных, но тем не менее
Глубоко западающих в душу.
Умели бы видеть глаза и сердце…
- И я, ребята, хочу всегда видеть в ваших глазах искорку, мечтаю разбудить вашу душу!
- Спасибо. До свидания, не забудьте попрощаться с гостями.