Четверг, 02.05.2024, 05:27
Приветствую Вас, Гость

Тема: «Корень. Однокоренные слова.

Цели:

  1. Повторить общие сведения о родственных словах.

  2. Формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами

  3. Развивать мышление, речь, внимание, анализировать и обобщать.

  4. Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку.



Ход урока.

  1. Психологический настрой.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Разве милы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Я дарю свою улыбку всем вам. А вы поделитесь своими улыбками друг с другом, с нашими гостями. Поздоровайтесь. Закройте глазки. Представьте себе, что вы попали в королевство. Мальчики поправьте свои пиджачки, девочки – свои сарафанчики. У нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Садитесь.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование. Слайд 1.

- Все вы станете исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре ). Давайте обратимся к нему: «Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению» Слайд 2.

- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.

- Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.

3. Чистописание.

- Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. Слайд 3.


К

Н

О

Р

Ы

Ч

М

И

Ю

Й

Ц

В

К

А

П

Р

Д

Б

Г

Щ

У

Ы

Ч

Т

К

Э

Я

З

Х

Ф

Ъ

О

Д

Ж

К

Е


- Верно, сегодня повторим написание букву «К».

- Назовите, из каких элементов состоит буква ( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради).

4. Сообщение темы урока.

- А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. Слайд 4. Угадайте словарное слово по значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение.

- Открыли тетради и записали № 1.


1) Приятный внешним видом. ( красивый )

2) Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья. (посуда )

3) Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске. Ткани ( картина )

3) Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе.(учитель)

4) Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.

( карандаш )

5) Последний осенний месяц. ( ноябрь )


- Какое слово получилось в вертикальном столбике?

- Как вы думаете, что же станет темой нашего исследования?

- Что такое корень? Какие бывают корни?

- У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?

- Сколько значений у слова?

- Какое из его значений относится к науке о языке?

- Что такое корень?


- А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. Слайд 5.

- Что общего во всех словах? ( общий корень, близкое значение )

- А попробуйте прочитать только корень.

- Вы поняли, что обозначает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов?

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключен смысл слова. От него «растут» другие слова.

- Как одним словом можно назвать все эти слова? ( однокоренные )

- Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова, образованных от слова ХОД, выделите корень.


Упражнение в выделении корня в однокоренных словах.

Работа в парах по рядам.

- Спишите слова, выделите корень.

1 группа:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

2 группа:

Лётчик, самолет, полёт.

Ледяной, ледовый, лёд.

3 группа:

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

Проверка.




Слова с омонимичными корнями.

- А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.

- Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?

- Исследуйте пары слов. Слайд 6.

- Можно ли их назвать однокоренными? Почему?


Работа в парах по рядам.

1 группа:

Рис-рисунок

2 группа:

гора-горе

3 группа:

Делить-дело


- Какой вывод можно сделать?

При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, так как иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно другим и тогда такие слова не будут однокоренными.

Закрепление изученного.

Работа в парах по рядам на карточках.

Карточка – 1.


Прочитайте текст. В однокоренных словах выделите корень. Подберите ещё однокоренные слова. Запишите. Выделите корень.


У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.

___________________________________________________________________









Карточка – 2.


Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.


  1. Сад, садовник, садовые.

  2. Смелый, отважный, храбрый.

  3. Больница, боль, большой.

  4. Горе, горевать, горный.

  5. Чистота, чистый, чистить.

  6. Горюет, плачет, печалится.

  7. Мороз, замороженный, морозит.





Карточка – 3.


В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются однокоренными. Обозначь корень в однокоренных словах.


Солёный, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.


Белый, беленький, бельё, белизна, белка, белила, побелка.



Проверка работ в парах.

Рефлексия:

- Рассмотрите схему. О каком понятии мы сегодня говорили?

- используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них.

О чем? ( О чем мы говорили? – о корне

Что? ( Что такое корень? -

Какая? Какая часть слова?

Как? Как найти корень?

Зачем?

Сколько? Сколько значений у корня?

Где?

На этом наш урок закончился. Спасибо. До свидания