Тема: «Корень. Однокоренные слова.
Цели:
Повторить общие сведения о родственных словах.
Формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами
Развивать мышление, речь, внимание, анализировать и обобщать.
Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку.
Ход урока.
Психологический настрой.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Разве милы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Я дарю свою улыбку всем вам. А вы поделитесь своими улыбками друг с другом, с нашими гостями. Поздоровайтесь. Закройте глазки. Представьте себе, что вы попали в королевство. Мальчики поправьте свои пиджачки, девочки – свои сарафанчики. У нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Садитесь.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование. Слайд 1.
- Все вы станете исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре ). Давайте обратимся к нему: «Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению» Слайд 2.
- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.
- Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.
3. Чистописание.
- Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. Слайд 3.
К |
Н |
О |
Р |
Ы |
Ч |
М |
И |
Ю |
Й |
Ц |
В |
К |
А |
П |
Р |
Д |
Б |
Г |
Щ |
У |
Ы |
Ч |
Т |
К |
Э |
Я |
З |
Х |
Ф |
Ъ |
О |
Д |
Ж |
К |
Е |
- Верно, сегодня повторим написание букву «К».
- Назовите, из каких элементов состоит буква ( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради).
4. Сообщение темы урока.
- А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. Слайд 4. Угадайте словарное слово по значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение.
- Открыли тетради и записали № 1.
1) Приятный внешним видом. ( красивый )
2) Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья. (посуда )
3) Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске. Ткани ( картина )
3) Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе.(учитель)
4) Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.
( карандаш )
5) Последний осенний месяц. ( ноябрь )
- Какое слово получилось в вертикальном столбике?
- Как вы думаете, что же станет темой нашего исследования?
- Что такое корень? Какие бывают корни?
- У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?
- Сколько значений у слова?
- Какое из его значений относится к науке о языке?
- Что такое корень?
- А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. Слайд 5.
- Что общего во всех словах? ( общий корень, близкое значение )
- А попробуйте прочитать только корень.
- Вы поняли, что обозначает это слово?
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
- Ясен ли смысл слов?
- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?
- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключен смысл слова. От него «растут» другие слова.
- Как одним словом можно назвать все эти слова? ( однокоренные )
- Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова, образованных от слова ХОД, выделите корень.
Упражнение в выделении корня в однокоренных словах.
Работа в парах по рядам.
- Спишите слова, выделите корень.
1 группа:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
2 группа:
Лётчик, самолет, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
3 группа:
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Проверка.
Слова с омонимичными корнями.
- А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.
- Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?
- Исследуйте пары слов. Слайд 6.
- Можно ли их назвать однокоренными? Почему?
Работа в парах по рядам.
1 группа:
Рис-рисунок
2 группа:
гора-горе
3 группа:
Делить-дело
- Какой вывод можно сделать?
При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, так как иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно другим и тогда такие слова не будут однокоренными.
Закрепление изученного.
Работа в парах по рядам на карточках.
Карточка – 1.
Прочитайте текст. В однокоренных словах выделите корень. Подберите ещё однокоренные слова. Запишите. Выделите корень.
У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады. ___________________________________________________________________
|
Карточка – 2.
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
|
Карточка – 3.
В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются однокоренными. Обозначь корень в однокоренных словах.
Солёный, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.
Белый, беленький, бельё, белизна, белка, белила, побелка.
|
Проверка работ в парах.
Рефлексия:
- Рассмотрите схему. О каком понятии мы сегодня говорили?
- используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них.
О чем? ( О чем мы говорили? – о корне
Что? ( Что такое корень? -
Какая? Какая часть слова?
Как? Как найти корень?
Зачем?
Сколько? Сколько значений у корня?
Где?
На этом наш урок закончился. Спасибо. До свидания